Система эксплуатации экскаватора включает в себя комплекс гидравлических компонентов, обеспечивающих надёжное и эффективное изменение параметров его мощности и перемещения. В числе таких узлов – гидрораспределитель, отвечающий за работу нескольких приводов спецтехники. Интенсивный режим использования обуславливает периодическую потребность в его ремонте (с заменой быстроизнашиваемых деталей), для чего следует знать конструкцию и принцип работы рассматриваемого узла.
Выполняемые функции
Конструктивно гидравлический распределитель представляет собой совокупность двух или более распределительных клапанов, собранных в общем корпусе. Обычно он применяется в сочетании со следующими типами клапанов:
· Предохранительными;
· Перегрузочными;
· Для подачи масла;
· Переключающими;
· Тормозными;
· Обратными.
В ряде моделей экскаваторов гидрораспределитель контролирует действие и других элементов, предусмотренных конструкцией спецтехники. Его преимущества заключаются в компактности, небольших потерях давления рабочей жидкости, низком сопротивлении движению подвижных деталей и простоте изготовления.
Классификация гидрораспределителей по типу корпуса
По исполнению корпуса различают изделия интегрального и сегментного типа.
В первом случае в корпусе размещают несколько подузлов, содержащих основные и вспомогательные клапаны с различными функциями. Достоинствами интегрального гидрораспределителя считаются компактность, небольшая масса, минимальные потери напора масла.
Сегментированный тип состоит из определённого количества автономных блоков реверсивных клапанов, которые легко заменять в ходе производства ремонтных операций. Такие конструкции более просты в обслуживании и характеризуются повышенной универсальностью применения.
Разновидности гидрораспределителей
Гидрораспределители могут быть прямодействующими и пилотными. Принцип работы изделия прямодействующего исполнения заключается в непосредственном управлении движением золотника, для чего используется рычажный механизм, соединённый с сердечником. Такой тип эффективен для низких давлений рабочей среды, а также при условии среднего и малого расхода масла.
Многоходовые устройства с пилотным управлением бывают механо- и электрогидравлическими. В механогидравлическом варианте переключение производится при помощи рукоятки, поворот которой обеспечивает подачу масла под давлением в нужную точку гидравлической системы. Такой тип распределителя предусматривают редко, в основном, для мини-экскаваторов. При электрогидравлической компоновке управление пилотным клапаном и главным золотником ведётся подающимися электрическими сигналами.
В зависимости от конфигурации масляного контура рассматриваемые гидроузлы подразделяют на:
· Параллельные;
· Последовательные;
· Последовательно-параллельные с составным/комбинированным контуром.
Напор масла на входе каждого клапана в параллельном контуре одинаков. Для многоходовых исполнений впускные отверстия реверсивного клапана соединены последовательно, а линии возврата масла - параллельно.
Структура и привод
Гидрораспределитель изменяет направление потока масла, управляя положением сердечника. При этом контролируются такие параметры техники как давление и расход рабочей жидкости, а также направление её перемещения.
Составляющие устройства:
· Корпус;
· Сердечник;
· Подвижный стержень;
· Пружины;
· Патрубки, входные и выходные.
Основной компонент многоходового клапана – его сердечник, перемещающийся в направляющих канавках.
Основные эксплуатационные показатели экскаваторного гидрораспределителя:
· Универсальность: возможность реализации различных управляющих функций;
· Гибкость: возможность адаптации к постоянно изменяющимся условиям эксплуатации экскаватора;
· Надёжность;
· Простота в работе и в обслуживании.
Заключение
Обеспечивая сбалансированный поток рабочей жидкости, исправный гидрораспределитель экскаватора способствует стабильности системы, снижает риск колебаний давления и гидравлического удара, а также устраняет другие потенциальные проблемы, которые могут привести к повреждению или неэффективной работе основного оборудования.