Радиаторы для внедорожной техники. Как бороться с засоряемостью сот
Забитые соты – одна из основных проблем, которая оказывает прямое влияние на работу радиатора. Причины ее возникновения – использование плохой охлаждающей жидкости и внешние факторы. Дорожная пыль, песок, мелкие мошки, тополиный пух и остальная грязь начинают препятствовать правильной теплоотдаче.
Кроме того, специальная техника работает на строительстве, в сложных условиях, в карьерах и т. п., и ее агрегаты сильно загрязняются. При засорении эффективность радиатора значительно уменьшается.
Компоновка агрегатов системы охлаждения в моторных отсеках дорожно-строительной и другой специальной техники отличается от компоновки в грузовиках и часто бывает затруднена: например, расширительный бачок не может быть расположен в верхней точке системы, и для эффективного удаления пара в систему может быть включен дополнительный «антикавитационный» бачок или бачок, состоящий из двух камер, что позволит надежно удалять воздух и пар из охлаждающей жидкости. Охлаждающий воздух к радиатору подводится не спереди, а с боковых сторон, снизу или сверху. Соты радиатора должны располагаться соответственно.
От чего зависит производительность радиатора
Одна из компаний, занимающаяся проектированием радиаторов для автомобилей, самолетов и спецтехники, провела испытания в аэродинамической трубе более 45 образцов разных типов, конструкций и производителей. Вот некоторые выводы, сделанные на основе результатов исследований.
- Интенсивность теплопередачи почти пропорциональна скорости прохождения воздуха через ячейки сердцевины радиатора, если отношение толщины сердцевины к диаметру ячейки превышает 8. Эта закономерность корректна для скоростей воздушного потока до 95 км/ч.
- Перепад давления воздуха до и после радиатора почти во всех случаях пропорционален скорости прохождения воздуха через ячейки сердцевины и составляет от 1,5 до 2,5 в зависимости от конструкции ячеек.
- Детали-турбулизаторы, которые устанавливают в ячейки сердцевины радиатора для создания завихрений воздушного потока, оказывают разное сопротивление. В некоторых случаях оно настолько велико, что замедление воздушного потока не компенсируется увеличением теплопередачи в результате его турбулизации.
- В ряде случаев металлические ребра охлаждения, не имеющие непосредственного контакта с охлаждающей жидкостью, обеспечивают тем не менее значительную часть теплопередачи радиатора.
- Увеличение скорости протекания жидкости через радиатор в общем случае повышает интенсивность теплопередачи, но эта величина всегда различна и сильно зависит от конструкции элементов радиатора.
Когда чистить радиатор
Радиаторы для внедорожной техники производители рекомендуют чистить не менее 2-х раз в год или чаще, по факту обнаруженного снижения качества работы радиатора.
Чем чистить радиатор
- Механические инструменты. Пластины легко повреждаются, поэтому используют мягкие щетки (неметаллические), кисточки.
- Мойка радиатора водой под давлением. Проводится аккуратно, с безопасного расстояния. Слишком сильная струя заминает пластины - вместо чистки приходится ремонтировать или менять узел целиком.
- Продувка сжатым воздухом. Вариант более бережной обработки, который часто используют в сервисных центрах.
- Специальные очистители, которые предлагает современная химическая промышленность. Средства помогают растворить и вывести грязь из труднодоступных мест.
Чистка радиатора — со снятием или без
На интенсивность засорения значительно влияет взаимное расположение радиаторов жидкости, воздуха и масла в модуле охлаждения. В строительной технике и грузовиках радиаторы расположены последовательно, один за другим. При такой компоновке частицы грязи, пройдя через первый радиатор, могут осесть на втором. Для очистки блок радиаторов необходимо разобрать.
Демонтаж открывает доступ к сотам узла — можно промыть или механически очистить пластины, визуально оценить результат. В сервисных центрах обычно предлагают чистку радиатора со снятием.
Как защитить радиатор от грязи
Полностью устранить проблему не получится — пыль проникает в узкие ячейки вместе с воздухом, оседает, ухудшает охлаждение. Главное средство профилактики — периодическая промывка системы охлаждения и качественная прочистка.
Возможный выход из ситуации — установить мелкоячеистую сетку, которая задержит насекомых, крупную грязь. Сетку почистить проще, а мелкая пыль не так страшна — большая часть проходит сквозь соты, не задерживаясь на поверхности.
«Отработавший» радиатор – в результате сильного загрязнения сердцевины его эффективность существенно снижена.
Если радиатор загрязнен настолько сильно, что даже тщательная очистка не помогает справиться с отложениями и налетом, пора подумать о его замене.
Подобрать радиатор для строительной техники можно в каталоге интернет-магазине Титан-Техника.
Правильно работающий радиатор – это защита двигателя от перегрева, а так же увеличение эффективности и ресурса его работы.
Может быть интересно: Замена радиатора на гусеничном экскаваторе.
Нужна консультация по выбору запчасти для вашей спецтехники? Оставьте свои контакты ниже, и мы перезвоним вам в течение 15 минут.